Кого выберешь ты:

интернетовского принца или ботаника с соседней парты? 

Что такое «виртуальная любовь»? Это набор компьютерных кодов, в которых зашифрованы страхи, мечты и боль. Какая-то неясная «вторая реальность», другая жизнь, тесно переплетающаяся с несиликоновым миром, который пытаются понять современные деятели искусства. В том числе и авторы такого необычного спектакля как «WWW.силиконовая дура.net».

Еще в середине нулевых Театр музыкальной комедии решил смело нырнуть в интернетовский океан социальных сетей. Потребовалось чуть ли не 23 месяца, чтобы изучить, а потом поставить так называемый reality-мюзикл. Уже в мае 2007 года эксперимент народного артиста России Кирилла Стрежнева впервые появился на сцене Екатеринбургской музкомедии. Что-то хулиганское и невообразимо заводное оказалось тем самым, чего так жаждал изголодавшийся уральский зритель.

«Силиконовая дура» - это нарушение всех академических шаблонов, это свобода, это возможность сойтись лицом к лицу с пугающей действительностью. Ведь сколько можно смотреть на классических Онегиных и Татьян, навеки запертых в пушкинской эпохе, если такие романтики живут сейчас среди нас? Они не носят бальных костюмов – только яркие рубашки и обтягивающие джинсы – но все же продолжают хранить в сердцах искренние и чистые чувства.

Постановка, конечно, о любви. О подростковой любви двух одиннадцатиклассников, запутавшихся в паутине социальных сетей. Ботаник Митька Агеев, в роль которого вжился невероятно харизматичный Никита Туров, влюбился в свою одноклассницу Нору Исанину в исполнении актрисы Юлии Дякиной, но, к сожалению, он боится признаться в своих чувствах. Вживую. Красивые строки любви, романтичные баллады льются рекой только в online – чате, открывающем мир в другую реальность. Здесь личности прячутся за никами и аватарами, здесь спадают кандалы запретов и появляется свобода. Но нет людей – есть только образы, зашифрованные в нулях и единицах. Герои не понимают опасности – они видят только спасение в своей виртуальной жизни. Митя чувствует себя альфа-самцом, коим никогда не будет в первой реальности, а Нора любит интернетовского принца, о котором мечтала всю жизнь.

И вроде бы все прекрасно. Но какая история любви может обойтись без «сказочного злодея»? Митя создал идеальный образ героя-любовника, который затем был «украден» его собственным отцом. Агеев-старший обманул Нору и назвался тем самым «интернетовским принцем» с единственной целью - завладеть молодым телом. Самое страшное в этой истории - Нора ему безоговорочно верит.

Взрослые не умеют видеть сказочные миры, открытые перед глазами подростков, потому что накрепко прибиты гвоздями суровой действительности. Подростки искренни в своих чувствах и просто хотят такой же искренности взамен. Молодые люди погружаются в интернет-паутины в поисках родственной души, потому что по каким-то причинам ее нет здесь, в реальной жизни. Не хватает родительской любви, не хватает общения со сверстниками, нет насыщенности этой жизни.

Пусть тема виртуальных миров и является основным двигателем драмы, авторы хотели, прежде всего, обратить внимание зрителей на проблемы самой школьной жизни. Они смеются над нашей системой образования, вздыхают о детолюбивых папах-мамах и заботливо рисуют карикатурных педагогов, которые на самом деле в душе – такие же подростки, а не сварливые пенсионеры, коими их представляют дети.

На сцене Театра музыкальной комедии разворачивается типичное противостояние «преподов» и «родаков». Ну, знаете, то самое, когда учитель не прав, а твое чадо – настоящий ангелок. И противостояние совершенно бессмысленное, потому что компромисс почти невозможно найти. Но насколько же жизненно, а? Так же жизненно, как и внезапная проверка из министерства образования в лице сурового московского чиновника, которого сыграл заслуженный артист России Павел Дралов. И было бы даже смешно, да только весь этот нарисованный театр абсурда – реальная жизнь.

Пока родители и учителя играются в игры, на школьном дворе ежедневно происходят свои скандалы. «Мажор» (Александр Мезюхин), учительский сынок, торгует наркотиками, Ира Карташова (Екатерина Куропатко) не стесняется своего распутства, «Дуремар» (Алексей Литвиненко) ни дня не может прожить без какой-нибудь интрижки. И эти дети совсем не плохие, как вы успели подумать. Они такие же несчастные и потрепанные суровой реальностью. Только спасением для них стала не виртуальная жизнь, как для Мити и Норы, а секс, наркотики и беспредел. Что еще остается делать подросткам, которых недолюбили, забыли и бросили на этом школьном дворе? Их проблемы не выдуманы – они бережно взращены самими взрослыми, глухими и эгоистичными ко всем, кроме себя.

Больше десяти лет спектакль показывают на крупных сценах страны – и каждый раз это вызывает фурор. Потому что постановка не теряет своей актуальности. Может быть, история не кажется такой реалистичной, но зато проблемы как никогда реальны. Остается только вспомнить прошлогоднюю волну детских самоубийств или воскрешение культа «колумбайна» в российских школах. А сколько подростков с головой уходит в виртуальные миры, лишь бы не жить в этой реальности вовсе?

Драма Кирилла Стрежнева заканчивается оптимистично на песне «Мы подросли», написанной, как и остальные композиции, музыкантом Александром Пантыкиным и поэтом Константином Рубинским. Конечно, в ней поется о выпускниках школ, которых впереди ждет взрослая жизнь. Но, на самом деле, заключительные слова относятся не только к детям, а к родителям и учителям, ведь им тоже пора «подрасти» и стать настоящими взрослыми, осознающими свою сопричастность к формированию взглядов и стиля жизни своих сыновей-дочерей-подростков.  

Евгения ПОСТНЫХ

Нажми после прочтения:
Если ты напишешь свое мнение, мы будем его знать:

Жми на все кнопки!