Наш корреспондент побывал на этой пьесе и узнал, чем оправдано такое название, почему жить за счет мужчины и платить ему сексом, мягко говоря, не очень и какого поведения тогда ждут от современной женщины. Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем материале.

Недавно с новой постановкой в Екатеринбург приезжал Ижевский театр Les Partisans. Также он известен как театр 21 века. В нем активно используется современная техника, в особенности, игра со светом. Так на сцене Коляда-театра была представлена пьеса, созданная Валерием Шергиным при участии Les Partisans. Даже в дерзком названии «Шлюхи – не огонь» и смелом содержании 18+ прослеживается традиция Николая Коляды - учителя Шергина.

Режиссёр в своей работе пытается ответить на актуальный вопрос нашего времени: есть ли у женщины душа? По словам автора, эта пьеса не про шлюх, а про огонь. Он раскрывает суть женского общества нашего времени. Исследуя женское сознание, он показывает все больные «точки» проблемы, раскрывает нам всю красоту и изящество женского мышления – чтобы красиво жить, не обязательно работать. В роскошную жизнь можно попасть, благодаря вранью, подлости, алчности. 


В основе сюжета пьесы лежит история молодой девушки Алены, которая живет на деньги своего парня Жени. При этом она считает себя свободной и самостоятельной девушкой, которая ни от кого не зависит и гордится тем, что имеет всё якобы исключительно благодаря себе. Её главная цель – устроиться так, чтобы ничего не делать, но иметь все, что необходимо для беззаботной жизни. Ведь в жизни есть масса способов заработать на роскошную жизнь: ложь, глупость, неумение брать ответственность за свои поступки. Это и есть стандартный набор современной гламурной барышни.

Но однажды Алена встречает Гелю, которая действительно всего добилась собственными усилиями. Эта девушка хочет доказать женщинам, что вовсе не круто продавать себя, чем, по сути и занимаются современные дамы, существуя на подачки тех, с кем спят.

Спектакль вызывает двоякое ощущение. С одной стороны, когда смотришь спектакль, узнаешь себя. Каждая девушка увидела бы свое отражение в одной из героинь, несмотря на то, что им присущи не совсем положительные качества. Перед нами предстает и содержанка, и независимая лесбиянка, и предательница, и суровая начальница, и заботливая мать, чей ребенок, главная героиня Алёна, не оправдал надежд. Возможно, это и был клич, адресованный женщинам, чтобы те посмотрели на себя.

Концовка спектакля была достаточно неожиданной, но, в то же время, объясняющей всю суть. Автор не зря решил использовать песню группы IOWA – «Одно и тоже», в ней практически каждая строчка поясняет душевное состояние главной героини. Так одна из строчек песни «Множество минусов в каждом из людей найти можно!» напоминает нам, что все мы не святые и лишь ищем своей путь в этом бренном мире. Героиня хоть и алчная, но она не хочет жить серыми буднями – она хочет от жизни праздника, даже ее место работы говорит нам об этом (Алена работает в агентстве по организации праздников).

В этом плане не знаешь, чем объяснить решение автора пьесы не показывать на сцене ни одного играющего мужчины. Создается ощущение, что, избегая препарирования героев противоположного пола, Шергин тем самым возвысил мужчин. Мне как зрителю не хватило отражения взаимоотношений мужчины и женщины. Но возникает вопрос: а надо ли? Не отвлечет ли это от центральной точки постановки – женщины и её сущности.

Однако в спектакле ученицы Николая Коляды Маши Которович «Мама, мне оторвала руку» присутствие мужчин в сюжете ничуть не отвлекало, а, напротив, добавило контраста, интереса. Несмотря на то, что сюжеты пьес разные, взаимоотношение женщины и мужчины на сцене – это важно и нужно. Кроме того, очень «грязно» было сказано о прошлых отношениях главной героини. Рассказывая историю про грузина, она смеется. Это опускает девушку.

«Шлюхи не огонь» - одна из первых работ Валерия Шергина. Одной из ее особенностей является то, что здесь используется нецензурная лексика. Хотя этим сейчас не удивить современного зрителя, в этой пьесе нормативная речь нужна не для эпатажности. Она необходима для лучшей передачи зрителю характера героинь и для создания комического эффекта.

Кроме того, пьеса имеет приз за лучшее оформление на современном фестивале «Коляда-plays.

Вы прочли мнение автора данного материала, узнали мнение профессионалов. Сейчас предлагаю взглянуть на пьесу со стороны зрителя, Дарины Шиловских.

«Шлюхи не огонь» – интересная постановка, в которой показаны взаимоотношения между людьми. Особенно классно команда les partisans проделала работу над началом спектакля – актёры выходят под музыку, будто это начальные титры к фильму. Зритель прочувствует на себе весь спектр эмоций за 1,5 часа, от счастья и восторга, до тоски и боли, есть над чем посмеяться, есть над чем погрустить, узнать себя в каком-либо герое. В спектакле есть ненормативная лексика, но, на мой взгляд, она оправдана, ведь в 21 веке редко можно встретить девушек, не использующих в своей речи крепкое словцо. После просмотра делаешь выводы, в первую очередь, о том, кто тебя окружает, кем являешься ты сам. Возможно для консервативного зрителя, для тех, кто не привык к современной драматургии, спектакль покажется диковинным, но, на мой взгляд, «новый формат» это всегда хорошо.

Стелла ТУХВАТУЛИНА

Фото автора 

Нажми после прочтения:
Если ты напишешь свое мнение, мы будем его знать:

Жми на все кнопки!