Противостояние между гуманитариями и технарями уже точно можно вносить в учебники истории. Самой главной причиной конфликта являются бюджетные места. Оправдывает ли себя количество бюджета для «технарей» и почему «гумам» они нужнее, читайте в нашем материале.

В Екатеринбурге для гуманитариев есть только два пути (не считая театрального института): ГУ и УрФУ. Особого выбора нет, платить за учебу все равно придется в обоих университетах. И это не стереотипное мнение, а реально подтвержденный факт. 

Если сравнить самые низкие «бюджетные» баллы на гуманитарных и технических специальностях в УрФУ, можно невольно заплакать от несправедливости. Для гуманитария возможность поступить на бюджет в УГИ (гуманитарный институт УрФУ) предоставляется с 209 баллов на факультет социально-культурной деятельности. Правда с количеством бесплатных мест настоящая беда, их всего 18. Для сравнения, в ИНМиТе (институт УрФУ) самый низкий проходной балл на факультет металлургии 151, а количество бюджетных мест 165. 

Такая несправедливость не только в нашем городе, но и по всей России. На 2018 год в Минобрнауки выделили порядка 57 мест на каждую сотню 11-классников. Лидирующие позиции по количеству бюджета занимают, как не странно, технические специальности, а гуманитарные тускло мелькают на последнем месте. 

И это не удивительно, потому что стране нужны «технари». Это подтверждает исследование Head Hunter (российская компания интернет-рекрутмента, развивающая бизнес в России и близлежащих странах, владельцы сайта career.ru).


Но вот что поражает, наибольшее количество мест выделяют для инженеров, а эти самые инженеры на заводы особо и не торопятся. Да и сами заводы не спешат принять «свежую кровь», предпочитают брать не "с высшим образованием", а опытных и работящих.

Об этом говорят и студенты города Екатеринбурга. Все начинается еще во время практики. Студенты-инженеры проходят ее с первого курса, правда именно производственная у них начинается с третьего. 

«На первом курсе мы должны сами договариваться с заводами, а если не договариваемся, то проходим на своей кафедре. Обычно нас просят провести учет учебников, вести методички или подобную работу. А вот после третьего курса каждый должен пройти практику именно на заводе», - Виталий Кузнецов, студент ИНМиТ. 

Однако количество выпускников бакалавра, которые идут работать на заводы очень низок.

 «Из 20 моих одногруппников устроились по специальности только пять человек, остальные пошли в магистратуру или армию», - Константин Р, студент ИНМиТа. 

В УГГУ ситуация немного лучше. Промышленная практика начинается с первого курса и с каждым годом она позволяет вникать в профессию все глубже и глубже. Однако несмотря на такую подготовку, и после «горного» по специальности работать выпускники стремятся редко. Связано это с тем, что поступают на подобные факультеты ради стипендии и бюджетного места, а не с мечтами о развитии промышленности на родине. И высокие зарплаты, которые обещают на заводах никак не привлекают выпускников. Престиж профессии ничтожно низок. Но главный вопрос заключается в другом. Неужели стране настолько нравится создавать видимость подготовки кадров на тяжелую работу с помощью бюджетных мест, что этих самых мест с каждым годом становится все больше, а рабочих на заводе с высшим образованием все меньше?

У гуманитариев, например, картина совсем иная. Все просто: ты либо проходишь практику с первого курса в редакциях, гостиницах, компаниях, либо проходишь ее с 3 курса и получаешь возможность устроиться на подработку. Да, да, тебя могут после третьего курса взять работать по специальности. Потому что несмотря на огромное количество гуманитариев в стране, работать в этой среде желающих мало. Всему виной низкие зарплаты. И тут уже приходится выбирать: работать за идею или искать другие пути, чтобы прокормить себя. 

Выход из этого замкнутого круга есть. Вернуть ту систему, по которой учились наши родители. Когда все места были бесплатные, подавать документы можно было только на одну специальность. А если не поступал, то либо шел работать на завод и готовиться к поступлению на следующий год, либо пробовал поступить на заочное отделение. Также для не поступивших устраивали подготовительные курсы. После окончания института каждого выпускника распределяли по местам работы. Хочешь-не хочешь, но три года отработать по распределению ты должен был. 

Вернемся ли мы к системе СССР, перестанут ли гуманитарии, и технари «воевать» из-за бюджетных мест, покажет только время. Если система совершенна, то мир перестает совершенствоваться и эволюционировать. Поэтому и систему распределения мест точно ждет развитие. Как жаль, что к тому времени мы уже окончим свое обучение в университете. 

Татьяна НИКИТИНА

Нажми после прочтения:
Если ты напишешь свое мнение, мы будем его знать:

Жми на все кнопки!