Система образования в России может перейти на дистанционное обучение в ближайшие десять лет. Об этом заявил заместитель гендиректора Фонда содействия инновациям Павел Гудков в рамках форума «Открытые инновации», который прошел в октябре этого года в Москве. 

Перспектива всеобщего перехода на дистанционное обучение рождает в обществе ряд вопросов: эффективен ли этот относительно новый подход при получении образования? заслуживает ли он того внимания, которое оказывается ему в последнее время? 

Образование в России оставалось наиболее консервативной и наименее изменяемой сферой. Все привыкли к традиционной форме обучения, включающей в себя лекции, практические занятия, экзамены, зачеты. В последнее время в связи с глобализацией и развитием технологий, интеллектуальный потенциал человечества успешно реализуется в системе дистанционного образования. На практике давно доказана важность дистанционного обучения. Но возможен ли повсеместный переход на такую форму обучения?

Несомненно, у этой формы есть множество плюсов

Прежде всего, это доступность. Дистанционное образование рассчитано на категорию людей, которые не могут использовать традиционную форму обучения. К таким категориям относятся: люди с ограниченными возможностями по здоровью; совмещающие обучение и работу; проживающие в регионах с не достаточным количеством качественных учебных заведений.  Также образование на расстоянии во много раз дешевле. 

Нельзя забывать и о минусах дистанционного обучения, которые заставляют задуматься: а стоит ли игра свеч?

1. Не каждый может контролировать себя в обучении на расстоянии. Нужен определенный набор психологических установок и волевых качеств: мотивация, ответственность, самодисциплина. При отсутствии постоянного контроля сложно добиться больших успехов в обучении. 

2. Затруднено дистанционное обучение специальностям, которые предполагают большое количество практических занятий. Невозможно обучить профессии врача или преподавателя.

3. Отсутствует обратная связь между преподавателем и студентом (если не используется вариант интерактивного вебинара). Дистанционное обучение не подходит для развития навыков работы в команде, уверенности и коммуникабельности.

4. По словам Дмитрия Медведева, самое сложное в дистанционном обучении – определить, что является результатом получения такого образования, проверить адекватность полученных знаний. Именно эта проблема дистанционного образования является важнейшей. В классической системе обучения есть возможность проследить за честностью и самостоятельностью работы студента. Есть личный контроль преподавателя, независимых экспертов, видеонаблюдения. Другое дело, что контроль не всегда осуществляют. 

Факт остается фактом: есть объективные способы наблюдения, которые повышают качество образования. В дистанционном образовании есть два метода контроля, которые эффективны только при одновременном исполнении. Первый – видеонаблюдение через веб-камеру, которое идентифицирует личность студента и дает возможность наблюдать за ним. Второй – создание учебных программ, которые на момент выполнения контрольных заданий ограничивают возможность доступа к интернету. Вместе эти способы могут гарантировать объективные результаты. Но они почти никогда не используются в образовательных программах дистанционного обучения, поэтому и качество образования снижается в разы. 

Перспективы

Специалисты считают, что дистанционное обучение является полезным и результативным мероприятием. Но получать образование в удаленном режиме рекомендуется только при наличии объективных причин, по которым невозможна очная форма обучения. 

Из-за больших расстояний между образовательными центрами в России, обучение на расстоянии становится популярным. Позитивным фактором развития этого направления является рост получения доступа к интернету в стране – в 2016 году он составил 73,4% от общего количества населения. Эти факторы оказали влияние на ряд российских вузов (МГУ, СПбГУ, УрФУ и других). Они объединились и создали онлайн-площадку для удаленного обучения «Открытое образование». Она пользуется большим спросом и со временем, возможно, сможет создать конкуренцию крупным международным проектам. 

Подводя итог, стоит сказать, что в России сейчас идет процесс популяризации дистанционной формы образования. Эксперты работают над тем, чтобы сделать систему максимально качественной, не уступающей традиционной, а иногда и превосходящей ее. Конечно, классический подход к получению образования никуда не исчезнет – он проверен веками. Но, тем не менее, дистанционное обучение – это хорошая альтернатива. Оно может и должно развиваться, чтобы люди по всей стране имели возможность обучаться независимо от жизненных обстоятельств.  

Александра РЕПИНА

Нажми после прочтения:
Если ты напишешь свое мнение, мы будем его знать:

Жми на все кнопки!