В рамках ночи искусства в Екатеринбурге прошла встреча с фантастом Борисом Долинго. О счастливом случае, раскрывшем талант писателя, творческом кризисе и необходимом поиске блох в произведении читайте в нашем репортаже.

Зал в Доме музыки вечером этой субботы неполный: где-то 20 человек в разброс заняли места. «Бессовестные!» произносит взрослая женщина, возмутившись небольшим количество людей. А зря! Лекция, а если быть точнее, рассказ о жизненном пути, творчестве и издательском деле еще как привлек внимание аудитории.

Борис Долинго, как оказалось, очень эмоциональный человек и яркий оратор, на протяжении всего выступления он активно жестикулирует и общается с публикой, открывая перед ней все свои секреты, истории и жизненные перипетии. Но в первую очередь он ведет рассказ о своём творческом пути.  

- Длинная дорога в литературу. Довольно поздно, совершенно случайно в 89-м году, я попал на фестиваль «Аэлита». Меня затащил один товарищ, мы пересеклись с ним по делам. Где-то потом я ляпнул, что пишу, в частности, и фантастику. На самом деле, в юности, зрелой юности, я пытался писать прозу, очень увлекался Хемингуэем, мне нравилось, как пишет этот писатель, и я хотел писать что-то подобное. Но фантастику я тоже читал с самого детства очень много, и тянуло туда. Этот человек услышал и сказал: «Так давай на семинар молодых авторов». И затащил меня туда. Через несколько месяцев мне звонят из редакции журнала «Уральский следопыт» и говорят: «А тут вышел сборник, в который включили твой рассказ». Туда включили всего трех авторов: меня, одну девушку и совсем молодого, тогда ещё юного, как раз, исполнилось 21 год, мальчика Серёжу Лукьяненко.

Фантаст на встрече с поклонниками и людьми, интересующимися фантастикой, в Доме музыки.

После Долинго затрагивает и то, чем он занимался помимо писательства в течение 5 лет после того, как вышел сборник, и случилось, когда он вновь взялся писать.  

- Никогда не прерывайте процесс. Потому что у меня был вот этот перерыв. Я сел такой и думаю: у меня всё вроде неплохо. И жизнь более-менее обеспечена, то есть так, для души пописать могу, и компьютер есть, счастье. Я попал в рай какой-то. Сел, а мыслей нету. Потому что творческая мысль – это как питомец какой-то, цыплята. Если их не кормить, то они сдохнут. А потом реанимировать очень сложно: снова покупать яйца, высиживать их.  

Фантаст время от времени придается воспоминаниям, уточняет детали, с особенным увлечением рассказывает о событиях прошлого, с которыми не встречались молодые слушатели. Удивляет то, что аудитория слушает, а не сидит в телефонах. После повествования о творческом пути писателя приходит время следующего пункта – международного фестиваля фантастики «Аэлита» в Екатеринбурге. Борис даже задает залу вопрос: «Из-за подготовки к Чемпионату мира по футболу в Екатеринбурге на фестиваль, который в этом году юбилейный, не выделили денег. И как же теперь поступить: ждать год и провести фестиваль пышно или провести в этом году, но неярко?». И аудитория посоветовала подождать год.  

Борис Долинго на фестивале фантастики "Аэлита" в Екатеринбурге.

- Я как пишущий человек однозначно, убежденно могу сказать, что любому автору нужен редактор, потому что в своем тексте ты никогда не отловишь всех блох. Начиная от самых маленьких, мелких грамматически-орфографических штучек, кончая какими-то иной раз стилистическими или логическими ошибками. Я, например, честно скажу, что мне всегда было интересно, чтобы меня кто-то поймал. Я очень насчет логики, насчет точности каких-то вещей скрупулёзно катаюсь. Один раз допустил глупость. Никто не увидел, только один дотошный человек. Дело в том, что аккумулятор заряжается за 15 минут и может проехать около 700 км. Но он тогда с такой скоростью потребления энергии сожжет все до электростанции. И мне на эту ошибку указали.

 После своего долгого спича Долинго отвечает на вопросы аудитории. Их всего два - как бороться с пиратством и как же быть молодым авторам в начале их творческого пути. То, что вопросы есть, еще раз доказывает – фантаст интересен своим слушателям.

- Сегодня получилась печальная ситуация: для того, чтоб издаться автору, если он себя уважает, нужно нанимать редактора, и он может сделать это сам. Ситуация в страхе какой-то смерти литературы несколько преувеличена, а то, что кризис сейчас будет происходить, это безусловно. 

Заканчивая более чем двухчасовую лекцию, Борис Долинго раздает призы за лучшие вопросы, свою книгу «Беглецы» и сборник «Аэлита/013», и даёт совет молодым авторам.  

- Вы пишите в любом случае. Нужно находить работу, которая не противна. Это страшно тяжело работать на работе, которая противна. Нужна работа, которая помогает хоть как-то более-менее существовать и которая оставляет свободное время. 

Борис Долинго (посередине) на пресс-конференции в ТАСС с другими фантастами.

Надежда БАЛЕЗИНА




 

Нажми после прочтения:
Если ты напишешь свое мнение, мы будем его знать:

Жми на все кнопки!